Города России

Краснодар

Краснодар — город на юге России, расположенный на правом берегу реки Кубани, на расстоянии 120 км от Чёрного моря (по автодороге от пос. Джубга), 140 километров от Азовского моря (по автодороге от станицы Голубицкой) и 1300 км к югу от Москвы (по автодороге М-4 «Дон»). Административный центр Краснодарского края. Вместе с прилегающими сельскими населёнными пунктами образует муниципальное образование город Краснодар со статусом городского округа.

Крупный экономический и культурный центр Северного Кавказа и Южного федерального округа, центр историко-географической области Кубань. Неофициально именуется столицей Кубани, а также южной столицей России.

Население — 899 541 (1 января 2018). В сентябре 2018 года было объявлено, что население Краснодара превысило 1 миллион человек.

По версии РБК, в 2013 году Краснодар занимал первое место в общероссийском рейтинге городов с растущей деловой активностью.

Климат

Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средняя температура, °C 0,6 1,1 5,5 12,2 17,2 21,3 24,1 23,7 18,5 12,3 6,1 2,1 12,1

Климат Краснодара переходный, от умеренно-континентального к сухому субтропическому. Температурный режим сходен с такими городами, как Милан и Нью-Йорк, с мягкой зимой без устойчивого снежного покрова и жарким летом.

Краснодар находится на южной границе умеренных широт и имеет мягко-континентальный климат. Над данной территорией преобладают воздушные массы умеренных широт.  Очень редко наблюдаются вторжения арктического воздуха. Для лета характерно вторжение тропического воздуха. Так как Краснодар, расположенный на границе между тёплыми морями и холодным континентом, открыт для вторжения различных (и тёплых и холодных) воздушных масс, то для него характерны резкие погодные изменения, особенно температуры воздуха.

Зима

Зима обычно мягкая, переменчивая, с неустойчивым снежным покровом. Среднесуточная температура составляет 0…+2 °С; однако, ежегодно отмечаются как морозы (чаще всего при ясной погоде при прохождении арктического антициклона), так и потепления до +15 °С и выше (обычно при выносе теплого воздуха с юго-запада). В отдельные холодные зимы температура может опускаться до −20°С. Зима в Краснодаре недолгая − в среднем, начинается в начале января и заканчивается в середине февраля, однако, на деле эти сроки могут сильно варьироваться. Осадки могут выпадать в виде дождя, редко- снега, мокрого снега с дождем. В последнее время участились случаи «ледяного дождя», которые приводят к серьезным последствиям.

Весна

Начало весны обычно приходится на середину-конец февраля, однако, год от года срок наступления весны может сильно варьироваться: в годы с теплыми зимами весна начинается чуть ли не в конце января, плавно «перетекая» из глубокой осени, а в годы с суровыми зимами начало весны может прийтись аж на конец марта. Март, так же как и зима, очень неустойчив в погодном плане: потепления могут резко сменяться холодами, нередко − заморозками, и наоборот.

Так же для марта характерны ветра, часто − сильные. Более стабильной погода становится лишь в апреле, когда начинают цвести деревья (обычно в первой половине апреля, но иногда и в середине марта), а ветра утихают лишь к маю. Уже в начале мая среднесуточная температура начинает превышать +15 °С — наступает лето.

Лето

Лето — самый длинный сезон в Краснодаре. В среднем, его продолжительность 155−160 суток, что составляет 5 месяцев. Характеризуется солнечной погодой. В мае−июне температура редко превышает +30 °С, однако, влажность и естественная конвекция приводят к частым кратковременным грозовым ливням. В июле−августе воздух становится гораздо суше, дожди и грозы в это время чаще всего являются результатом деятельности атмосферных фронтов, поэтому осадков становится гораздо меньше.

Средняя температура июля и августа около +25 °С, при этом дневной максимум часто превышает 30-градусную отметку. Чаще всего именно в этот период наблюдаются волны 40-градусной жары. В сентябре обычно наблюдается самая комфортная погода: днём воздух ещё прогревается до +25…+30 °С, однако, сильного солнцепека уже нет, а ночами опускается приятная прохлада. Обычно, во второй половине сентября (в последние годы в первой половине октября) случаются прохладные дни с пасмурной и дождливой погодой — это говорит о скором наступлении осени.

Осень

Осень приходит в начале-середине октября. Продолжается обычно до конца декабря, лишь в теплые годы она может продлиться до середины января и медленно перейти в весну. Средняя температура уже не превышает 15 °С. Облачных дней становится гораздо больше, как и осадков. Вплоть до начала декабря возможны возвраты теплой (до +20…+25 °С), сухой и солнечной погоды — «бабье лето». В ноябре начинают дуть ветра, правда, не такие сильные, как в начале весны.

В декабре часто стоит пасмурная погода с небольшими, но периодическими осадками. Первые заморозки могут наблюдаться в срок с начала ноября до середины декабря, а первый снег чаще всего бывает в конце ноября-середине декабря. Однако, первый снег зачастую не лежит более двух-трёх суток в силу преобладания положительных температур, поэтому Новый Год чаще всего бывает бесснежным.

Экология

Экологическая обстановка в Краснодаре определяется исследователями как напряжённая. Особую актуальность имеет проблема загрязнения атмосферы автомобильным транспортом. В районах города, через которые проходят крупные автомагистрали, фиксируется превышение допустимой нормы по содержанию углеводородов, оксида углерода, оксида азота — от 1,5 до 7 раз.

На конец 2015 — начало 2016 года в Краснодаре было зарегистрировано больше всего, среди российских городов, автомобилей на душу населения. Если для Москвы этот показатель равен 417 автомобилям на 1000 человек, то в Краснодаре — 437 автомобилей. В летнее время немаловажную роль начинает играть транзитный транспорт, когда автомобильный поток увеличивается до 2 миллионов автомобилей.

Учёные отмечают очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, вызванный результатами деятельности объектов электроэнергетики, предприятий нефтехимической, нефтеперерабатывающей и топливной промышленности. В центре города содержание в воздухе двуоксида азота и оксида углерода в 1,5—2 раза выше, чем в других районах. Данная ситуация объясняется постоянным поступлением этих веществ с предприятий, расположенных в других районах города, при преобладающих западных, северо-восточных и восточных ветрах. Наиболее страдает от загрязнения промышленный район города, зачастую из-за неправильной эксплуатации или неисправности систем пылеулавливающего и газоочистного оборудования. Тем не менее по итогам исследования, проведённого Министерством природных ресурсов и экологии РФ в 2017 году, Краснодар занимает третье место по чистоте воздуха среди городов России с населением свыше 500 тыс. человек.

Высокую антропогенную нагрузку испытывают водные объекты города. В воде фиксируются в несколько раз превышенные допустимые концентрации вредных веществ, в том числе соединений меди, железа, нефтяных углеводородов, нитратов.

Экономика

Краснодар — один из крупнейших экономических центров России. В 2011 году входил в список City-600 (объединяет 600 крупнейших городов мира, производящих 60 % глобального ВВП), составленный исследовательской организацией Mc Kinsey Global Institute. В 2010 году консалтинговая компания оценила валовой муниципальный продукт Краснодара в 12 млрд долларов (22 тыс. долларов в расчёте на жителя). Согласно исследованию фонда «Институт экономики города», в 2015 году Краснодар занял 13 место в общероссийском рейтинге городов — столиц регионов по валовому городскому продукту (ВГП). Город вошёл в число тринадцати российских региональных столиц с экономикой более 0,5 трлн рублей: годовой ВГП Краснодара составил 508 млрд рублей.

Краснодарский край в 2015 году входил в первую пятёрку регионов РФ по ВРП, а Краснодар, в свою очередь, отличается концентрацией ресурсов: на его долю приходится более 45 % ВРП региона, треть промышленных предприятий, 70 % производства и распределения энергии, около 45 % оборота розничной торговли.

Краснодар является одним из самых динамично развивающихся городов России; он трижды признавался «Лучшим городом России для ведения бизнеса» по версии журнала «Форбс». Экономист Наталья Зубаревич указывала, что на 2017 год Краснодар входил в небольшой список российских городов, имеющих преимущества в развитии: в нём отмечен высокий рост населения, самый большой душевой оборот торговли, максимальные душевые инвестиции и объём ввода жилья за 2013—2015 гг., агломерация города имела наиболее значительный потенциал развития.

Промышленность

Краснодар — крупный индустриальный центр Юга России. В 2015 году на город приходилось около 30 % от общего производства по Краснодарскому краю. Промышленность Краснодара представлена 127 крупными и средними предприятиями, ещё свыше тысячи относятся к субъектам малого бизнеса. Предприятия предоставляют рабочие места 40 тысячам горожан или 17 % от всего трудоспособного населения.

Основные направления производства: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Наиболее развиты в городе пищевая и перерабатывающая промышленность, в том числе выпуск продуктов и табачных изделий, производство транспортных средств и оборудования, нефтепереработка, производство минеральных удобрений, резиновых и пластмассовых изделий, полиграфия и химическое производство.

В 2017 году наибольший удельный вес в промышленном производстве занимали предприятия, занятые обеспечением электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха — 52,8 %. На втором месте были предприятия обрабатывающих производств — 42,4 %; среди них наибольшую долю имели предприятия пищевой промышленности — 34,5 %.

В экспорте из города преобладают товары пищевой отрасли. Солод, крахмал, инулин, пшеничную клейковину экспортируют в Албанию, Грузию, Молдову, Египет, Йемен, Сенегал и Танзанию. Рис-сырец и кукурузу — в Великобританию. Сушёный горох — в Индию и Пакистан. Зерно, бобовые, крупы и подсолнечное масло — на Ближний Восток, в страны ЕС и Африки. Жиры, масло животное и промышленное растительное, воски — в США. Также из города экспортируются за рубеж: сельхозтехника, компрессоры и компрессорное оборудование, посуда, тара, промышленные установки для нано- и ультрафильтрации, сепарационное оборудование для газовой отрасли и др.

Строительство

Краснодар по темпам и объёмам вводимого в эксплуатацию жилья по сравнению с другими регионами страны находится в числе лидеров — вместе с Москвой и Санкт-Петербургом.  В 2011 году в краевом центре было построено свыше 1 млн 75 тыс. квадратных метров жилья. По итогам 2010 года объём работ, выполненных по виду деятельности «строительство», составил 35,9 миллиарда рублей, в том числе по крупным и средним предприятиям — 19,2 миллиарда рублей, что составило 81,8 и 78,2 % соответственно к уровню 2009 года в сопоставимой оценке. Темп роста общего ввода жилья за январь—март 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составляет 113 %.

Строительством многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования город Краснодар занимается 85 строительных компаний, строительством домов из быстровозводимых конструкций — 26 компаний.

В городе действовала краевая целевая программа «Краснодару — столичный облик», которая была рассчитана на период 2008—2011 годов и предполагала разработку генеральных схем инженерного обеспечения города, проведение реконструкции его центральной части с сохранением общего архитектурного и исторического облика, капитальный ремонт и реконструкцию объектов дорожно-мостового хозяйства, благоустройство и озеленение территории с общим улучшением экологической обстановки, проведение берегоукрепительных работ, развитие транспортного обслуживания населения и развитие социальной сферы города.

26 января 2012 года на заседании краснодарской городской Думы был утверждён новый генеральный план развития, по которому Краснодар должен развиваться в ближайшие 40 лет. Площадь земель, которые включены в границу города, увеличились примерно на 15000 гектаров, в основном за счёт сельских населённых пунктов. В реализацию первого этапа входит интенсивное строительство в Восточно-Кругликовском, Парковом микрорайонах и в районе Гидростроителей — здесь запланировано возведение производственных предприятий, мусороперерабатывающего завода, логистических центров, а также вынос военного аэродрома. В феврале 2012 года новый генеральный план развития Краснодара был размещён на официальном интернет-портале администрации города.

Одной из главных проблем в строительной сфере города является незаконно возводимое жильё. В середине марта 2012 года власти Краснодара оценили рынок «самостроя» в 10 млрд рублей, а также остановили 65 незаконных строек.

Торговля

В городе хорошо развита сфера торговли, по объёму товарооборота Краснодар занимает первое место в ЮФО. Оборот розничной торговли в 2010 году достиг 290 млрд рублей, что в 1,3 раза превышает уровень 2009 года. В 2010 году введено более 60 новых торговых объектов суммарной площадью свыше 125 тыс. м². Для развития собственной торговли товаропроизводителями в городе созданы и функционируют 4 муниципальных рынка, на которых широко представлена продукция кубанских производителей. Доля торговли в экономике Краснодара составляет 52 %.

Краснодар в 2009 году занимал первое место в России по количеству гипермаркетов на душу населения. В городе действует большое количество различных крупных торговых предприятий, в том числе международных — «Ашан», «Леруа Мерлен», Castorama, Media Markt, METRO AG, OBI, федеральных — «Магнит», «Лента», «Пятёрочка», «Перекрёсток», «О’Кей», «Столплит», «Посудацентр», «Унидом», «Домашний мир», Hoff, региональных — «Табрис», «Кубань Инструмент», «ПАЛЬТО.RU» и других сетей. Также население Краснодара обслуживается торговыми центрами, расположенными как в пределах города (первым ТРЦ европейского уровня на Кубани является «Красная Площадь»), так и в прилегающих к нему районах, но административно в его состав не входящих, крупнейшим из таких является «МЕГА-Адыгея-Кубань», территориально находящаяся в Тахтамукайском районе Адыгеи. На начало 2015 года в Краснодаре функционировали ещё 5 торговых комплексов с площадью более 100 000 м² каждый: «Галерея»-Краснодар, «Галактика», «Красная Площадь», «СБС-Мегамолл» и «OZ-Moll». Имеются торговые центры «Вега», «Меридиан», «Медиаплаза», «Центр Города», «Сити-Центр», «Кристалл» и др.

В кризисный 2009 год товарооборот в Краснодаре продолжал расти, в то время как большинство городов демонстрировали отрицательную динамику обращения товаров[115].

Регулярные выставки

На территории города расположен «КраснодарЭКСПО» — крупнейший выставочный центр на юге России. «КраснодарЭКСПО» реализует такие выставочные проекты как Международный агропромышленный форум «Югагро», Южный архитектурно-строительный форум , Южный туристический форум, «Вина и напитки», «UMIDS. Южный мебельный и деревообрабатывающий салон», «MOBI», «Прибыльное гостеприимство», форум «Создай себя сам».

Гостиницы

В Краснодаре в настоящее время действует свыше 80 гостиниц, крупнейшие из них — «Интурист-Краснодар», «Кавказ», «Турист», «Москва». Гостиницы, прошедшие классификацию по Единой системе классификации гостиниц и других средств размещения:

Также имеется ещё несколько десятков гостиниц разного класса (в том числе гостевые дома и мини-гостиницы), не прошедших данную классификацию.

С ноября 2007 года принимает гостей 4-звёздочный бизнес-отель «Форум» с широким выбором конференц-залов и переговорных комнат.

В апреле 2013 в городе открылся 4-звёздочный отель Hilton Garden Inn, который стал первой гостиницей международного класса в Краснодаре.

Транспорт

Краснодар — крупный транспортный узел юга России. Территорию города пересекают четыре направления железных дорог, две автодороги федерального значения, есть аэропорт и речной грузовой порт. Из аэропорта выполняются полёты во многие города России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В Краснодаре работают следующие виды транспорта: воздушный, железнодорожный, речной, автобусный, городской электротранспорт — трамвай и троллейбус.

За транспортными потоками в Краснодаре по состоянию на январь 2012 года следило 117 видеокамер высокого разрешения. Городские власти в 2014 году были намерены увеличить количество камер видеонаблюдения за обстановкой в Краснодаре со 117 до 380 единиц.

Автомобильный транспорт

На 1 июля 2018 года в Краснодаре насчитывалось 332,8 тыс. легковых автомобилей и по данному показателю занимал 8 место в России (после Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Самары, Казани и Нижнего Новгорода).

Трассы федерального и регионального значения, проходящие через Краснодар:

М4 — федеральная магистральная автодорога М4 «Дон» Москва — Новороссийск. Протяжённость автомагистрали — 1544 км.

А146 — автомобильная дорога федерального значения Краснодар — Новороссийск — Верхнебаканский.

А147 — автомобильная дорога федерального значения Краснодар — Джубга — Сочи — Адлер. Общая протяженность дороги — 253 км.

А289 — автомобильная дорога федерального значения Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — автомобильная дорога А-290 Новороссийск — Керчь. Общая протяженность дороги — 151 км.

Р268 — автомобильная дорога регионального значения Краснодар — Ейск.

Р251 — автомобильная дорога регионального значения Темрюк — Краснодар — Кропоткин. И далее, не сворачивая, по ней же на Ставрополь, через Новоалександровск и Изобильный.

Планируется строительство платной автотрассы Краснодар — Абинск — Кабардинка.

Протяжённость дорог в Краснодаре составляет 1650 км, из них 1334 км — с асфальтобетонным покрытием, 305 км — с гравийным, а также 12 км грунтовых дорог. Междугородное и пригородное автобусное сообщение осуществляется с трёх автовокзалов: Краснодар-1, Краснодар-2 и Южный. По данным РБК 2008 года, Краснодар занимал 5-е место в России по количеству автомобилей на 1000 жителей, вследствие чего в городе наблюдается большое количество автомобильных заторов (пробок). Для решения этой проблемы, в частности, планируется развивать сеть «умных» парковок и выделять отдельные полосы для общественного транспорта. Ведётся разработка проекта «Краснодарский транзит», который предполагает демонтаж железнодорожного полотна тимашёвского направления и строительство на его месте эстакадной трассы непрерывного автомобильного движения и трассы скоростного трамвая.

Железнодорожный транспорт

Краснодар — крупный железнодорожный узел. В городе располагается три железнодорожных станции: Краснодар I, Краснодар II и Краснодар-Сортировочный. Компания «Российские железные дороги» изучает возможность запуска аэроэкспрессов с вокзала в аэропорт.

Воздушный транспорт

Главными воздушными воротами города является международный аэропорт Краснодар (Пашковский), который находится на востоке города. Аэропорт имеет две взлётно-посадочные полосы с искусственным покрытием и сертифицирован для принятия почти всех типов самолётов и всех типов вертолётов. Обслуживает регулярные и чартерные рейсы более 50 российских и иностранных авиакомпаний. В аэропорту базируются две авиакомпании: «ЮТэйр» и «Азимут». Планирует базировку «Победа» [источник не указан 429 дней]

Аэропорт в 2014 году занимал 7-е место по пассажиропотоку в России — 3,4 млн пассажиров (после трёх московских (Домодедово, Шереметьево и Внуково), петербургского (Пулково), екатеринбургского (Кольцово) и новосибирского (Толмачёво).

В марте 2012 начата поэтапная реконструкция аэропорта: увеличен зал международных линий, модернизируется ВПП, построена дополнительная рулёжная дорожка; расширено здание аэровокзала. Инвестиции в реконструкцию составят 23 млрд рублей.

Городской транспорт

Общественный транспорт Краснодара представлен троллейбусами (14 маршрутов), трамваями (15 маршрутов), автобусами (93 маршрута, из них 55 городских, 26 пригородных, 12 пригородных сезонных).

Краснодар стал последним городом в странах бывшего СССР, в котором с 1992 по 2013 год использовались троллейбусные поезда Владимира Веклича состоящие из двух машин ЗиУ-682.

Электротранспорт охватывает практически все крупные районы города, автобусы и маршрутные такси обслуживают как городские, так и пригородные направления.

Трамвайно-троллейбусное предприятие осуществляет около 70 % всех городских пассажирских перевозок, ежедневный пассажиропоток которого составляет около 400 тыс. человек. Действует система электронных проездных. Активно внедряются системы спутниковой навигации для общественного транспорта. В 2010—2012 годах по городу курсировали несколько гибридных автобусов (экобус), оснащённые электрохимическими конденсаторами. Позже 2 из них направили обратно на завод «Тролза», а остальные стоят на задворках депо.

Обсуждалась возможность строительства в городе метрополитена или монорельса.

Город отделён рекой Кубанью от районов Республики Адыгея. Через реку наведено три моста (Тургеневский, Яблоновский, железнодорожный), в качестве автодорожного перехода используется также плотина Краснодарского водохранилища. Планируется построить ещё два моста.

Образование

Краснодар — крупный образовательный центр. В нём действуют 15 гимназий, 5 лицеев, 67 общеобразовательных и 20 специализированных школ, а также 7 негосударственных лицеев и школ.

В городе расположены следующие высшие учебные заведения:

  • Кубанский государственный университет;
  • Кубанский государственный технологический университет;
  • Кубанский государственный аграрный университет;
  • Краснодарский государственный университет культуры и искусств;
  • Кубанский государственный медицинский университет;
  • Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма;
  • Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации;
  • Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко;
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова;
  • Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования;
  • Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования
  • Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Южный межрегиональный учебный центр Федеральной службы исполнения наказаний»

В том числе негосударственные:

  • Академия маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ;
  • Кубанский институт информзащиты;
  • Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере;
  • Кубанский медицинский институт;
  • Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления имени К. В. Россинского;
  • Институт современных технологий и экономики;
  • Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента;
  • Кубанский социально-экономический институт;
  • Южно-Российский институт международных отношений;
  • Южный институт менеджмента;
  • Екатеринодарская духовная семинария;
  • Кубанский евангельский христианский университет;

Учреждения среднего профессионального образования:

  • Кубанский государственный медицинский университет
  • ФГОУ СПО «Краснодарский машиностроительный колледж»;
  • Фгоу СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум»;
  • ФГОУ СПО «Пашковский сельскохозяйственный колледж»;
  • ФГУ «Краснодарский архитектурно-строительный техникум»;
  • ФГУСПО «Краснодарский технический колледж»;
  • ФГОУ СПО «Краснодарский колледж электронного приборостроения»;
  • ГОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края;
  • МОУ «Краснодарский городской медицинский колледж»;
  • ФГОУ СПО «Краснодарский гуманитарно-технологический колледж»;
  • ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»;

Филиалы:

  • Кубанский институт социоэкономики и права (филиал) Академии труда и социальных отношений,
  • Ивановской государственной текстильной академии,
  • Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации,
  • Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова,
  • Московского университета имени С. Ю. Витте,
  • Московского педагогического государственного университета,
  • Ростовского государственного университета путей сообщения,
  • Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права,
  • Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия,
  • Современной гуманитарной академии,
  • Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о